Skip to content Skip to footer

«Маленькие трагедии» А. С. Пушкина стали последней работой талантливого режиссера Леонида Сергеевича Вивьена. В 1937 г. в Советском Союзе широко отмечалось сто лет со дня гибели русского поэта. Именно в это время режиссер задумался о постановке спектакля. Однако он считал, что еще не готов для этой работы. В течение 30 лет Леонид Сергеевич оттачивал замысел. На создание «Маленьких трагедий» повлияли беседы и дискуссии с художником А. Босулаевым. Режиссер стремился создать пространство трагедии, в котором царили страсти, а художник старался передать красоту этого пространства. Несколько эскизов А. Босулаева были отвергнуты Вивьеном. Наконец был создан подходящий вариант. Строгая геометрия вытеснила ренессансную красоту. Работа над постановкой была сложной. Не все актеры подходили. Несмотря на выдающуюся игру таких актеров, как Н. Симонов, Н. Черкасов, В. Честноков, спектакль не складывался. Не получался «Каменный гость», который должен был стать завершением. Во время одной из репетиций режиссер поменял сцены местами. Начинался спектакль «Скупым рыцарем», за ним шел»Каменный гость», а заканчивался «Моцартом и Сальери».

В 1937 г. известный ученый Б. Эйхенбаум отнес «Маленькие трагедии» к жанру «высокой эстрады» и предложил концертное исполнение. В постановке Л, С. Вивьена есть элементы концертности. Они присутствуют в монологах, мизансценах и музыке.